| 
Как
обращаться с величинами, погрешности которых известны
Прежде
всего не нужно обманывать себя, изображая величины точнее,
чем мы их знаем. Например, если известно, что каждый день в
город приезжают и уезжают из него около 100 человек, то не следует
говорить, что население города составляет 43587 человек. В этом
числе мы не знаем точно ни единицы, ни даже десятки. Цифры 7 и 8 не
значащие, результат нужно округлить до сотен, записав
(43600 ± 100) человек или (43,6 ± 0,1) тыс. чел.
 Погрешности
обычно округляют до одной значащей цифры.
Последняя значащая цифра в любом приводимом результате
обычно должна быть того же порядка (находиться в той же
десятичной позиции), что и погрешность. Однако в расчетах,
пока мы еще не получили окончательный результат, имеет смысл
оставлять на одну значащую цифру больше. Это уменьшает
неточности, возникающие при округлении чисел.
 Сравнивая
между собой величины с погрешностями, нужно помнить об этих погрешностях.
Например, мы знаем, что 2.5>2.4. Но если известно, что размер
одной клетки водоросли (2,5 ± 0 ,1) мкм, а другой клетки
(2.4 ± 0.1) мкм, то мы не можем сказать, что
первая клетка крупнее второй: разность размеров
такая же, как погрешность. Чтобы различить эти клетки по
размерам, нужно уменьшить погрешности хотя бы в два
раза. Понятно, что погрешности нужно учитывать при вычислениях с
величинами, полученными в опытах. Погрешность каждой величины
сказывается на погрешности результата вычислений.
 Рассмотрим
сложение двух величин
х± х
и
y±  y.
Самое большое значение их суммы равно
х+  х+y+  y,
а самое маленькое:
х–  х+y–  y.
Иначе говоря, при сложении двух величин их погрешности тоже
складываются: 
  (х+y)=  х+  y.	(2) 
 При
вычитании (
x± x)—(у±  у)
самое большое значение разности получается, когда из х+  х
вычитают у—  у,
а самое маленькое значение разности будет при х—  х
и у+  у.
Сравнивая эти величины, видим, что при вычитании погрешности
складываются: 
  (х—у)=  х+  у.	(3) 
 С
первого взгляда могло показаться, что при вычитании будет
происходить вычитание погрешностей, но такое предположение приводит к
нелепым выводам: если Ах==Ду, то при вычитании погрешностей
результат получился бы с нулевой погрешностью, то есть абсолютно
точным, а этого не может быть. Итак,
при сложении и вычитании величин их погрешности складываются.
 А
как быть при умножении и делении? Погрешность Дх измерена в тех же
единицах, что и сама величина х. Например, если у
— путь, то
 у
измеряется в метрах; если х — время, то  х
измеряется в секундах. Складывать такие погрешности,
как складывали раньше (2), (3), нельзя, поскольку
неизвестно, в каких единицах получится результат. Делить  х
на  у
тоже нежелательно. Оказывается, нужно складывать
относительные погрешности. 
 ОТНОСИТЕЛЬНАЯ
ПОГРЕШНОСТЬ
 .	(4) 
 Понятно,
что относительная погрешность измеряется в процентах, она
всегда больше нуля. Чтобы знать, о какой погрешности идет речь,
величину
 х
называют абсолютной погрешностью. 
 Рассмотрим
произведение двух величин (х±
 х)·(у±  у)
и воспользуемся понятием относительной погрешности. Если х>0 и у>0, то
наибольшее значение их произведения 
  . 
 Последнее
слагаемое в скобках мало, если каждая из
относительных погрешностей невелика Например если
 х/х-5%
и  у/у=2%,
то (  х/х)·(  у/у)
-0,1%! Почти всегда таким членом можно пренебречь,
следовательно, наибольшее произведение равно 
  . 
 Точно так же наименьшее значение произведения получается равным
  . 
 Короче говоря,
  (5) 
 или
  .	(6) 
 При
умножении двух величин складываются их относительные погрешности.
Это
справедливо не только для положительных х и у, поэтому в (5) и (6) стоит абсолютная величина произведения (справедливость
выражений (5) и (6) для сомножителей разных знаков можно легко проверить, это — полезное самостоятельное упражнение).
 Очень похожие рассуждения приводят к выводу о том, что
при делении двух величин их относительные погрешности тоже складываются:
  (7) 
  .	(8) 
 Рассмотрим
пример вычислений. Тело проходит путь (10 ±1) м за время (10 ±1) с.
Вопрос в том, как вычислить погрешность этой величины. Если бы мы попытались делить 1 м на 0.01 с, то получили бы
100 м/с, и в ответе  ( 10±100) м/с, что совсем непохоже на правду, поскольку каждая из исходных
величин измерена небольшой погрешностью. Найдем относительные погрешности: 1 м/10 м – 0,1=10%; 0.01 с/1 с=0.01=1%.
Учитывая формулу (8), сложим относительные погрешности: 10%+1%=11%. Такова относительная погрешность скорости. Абсолютная
погрешность скорости: 10 м/с ·11 % = 1,1 м/с. В результате скорость равна (10 ±1.1) м/с.
Учитывая правило округления, пишем (10 ±1) м/с.
 Знание того, как складываются погрешности, помогает правильно
организовывать опыты, чтобы получить более точный результат. Так, в рассмотренном примере погрешность определения скорости 11%
складывается из погрешности определения пути 10% и погрешности времени 1%. Если мы вдвое улучшим точность измерения времени, то получим общую
погрешность 10.5%; но если в два раза уменьшить погрешность измерения пути, то погрешность скорости уменьшится до 5%+1% = 6%.В
данном случае наибольший вклад в общую погрешность дают измерения пути, и именно их нужно улучшать для уменьшения
погрешности результата. Уменьшение погрешности измерения времени практически не повлияет на погрешность результата.
 Выводы. Все результаты измерений нужно приводить с их погрешностями. Знание погрешностей необходимо для сравнения результатов разных опытов.
При сложении и вычитании складываются абсолютные погрешности. При умножении и делении складываются относительные
погрешности. Правило сложения погрешностей помогает организовывать опыты.
   |