Институт Физики им.Л.В.Киренского
Победитель конкурса сайтов СО РАН - 2010
Яndex

www.yandex.ru
  Главная
  Офис
  Новости
  Службы
  Семинары
  Достижения
  Научные отчеты
  Лаборатории
  Направления
  Интеграция
  Разработки
  Ученый совет
  Советы по защитам
  Аспирантура
  Конференции
  Конкурсы, Гранты
  Публикации
  Препринты
  Издательство
  Библиотека
  Совет молодых учёных
  Студентам
  Виртлаб
  История
  Фоторепортажи
  Персоналии
  О  Киренском
  Ученики и соратники
  Мемориальный музей
  Бухг-рия, план. отдел
  Download
  Карта  сервера
О Л.В. Киренском
Леонид Васильевич Киренский родился 7 апреля 1909 года в Якутии в селе Амга, в крестьянской семье. После окончания школы в Якутске работал учителем, с 1931 по 1936 год учился в Московском университете, а затем - там же в аспирантуре. В 1939 году им была защищена кандидатская диссертация, а в 1940 году он приехал в г. Красноярск и начал работать в педагогическом институте.
Научными руководителями дипломной и кандидатской работ Л. В. Киренского были известные магнитологи – доцент Николай Львович Брюхатов, профессор Николай Сергеевич Акулов. Под их влиянием физика магнитных явлений стала для Леонида Васильевича главным делом его жизни.

В Красноярске он сразу же поставил себе целью создание первоклассной лаборатории магнетизма. Но осуществление этих планов было заторможено вспыхнувшей войной. Во время войны сотрудники кафедры физики под руководством Киренского выполняли работы прикладного и оборонного значения.

После войны Леонид Васильевич приступил к осуществлению своих научных планов. Энергичный и талантливый молодой ученый оказался в Красноярске, где не было ни одного академического института, не было университета, не велись сколько-нибудь серьезные физические исследования, а интересующую его область науки - физику магнитных явлений – представлял он один.

Но наука не может развиваться в вакууме – нужна научная среда. И Леонид Васильевич решает создать такую среду сам. В педагогическом институте он начинает читать спецкурс по магнетизму. Он предлагает своим первым ученикам, выпускникам педагогического института, различные темы для научной работы в области физики магнитных явлений. Интенсивно работает сам и в 1950 году защищает докторскую диссертацию. Вырастают и защищают кандидатские диссертации его ученики. В результате формируется научный коллектив, охватывающий своими исследованиями существенную часть физики магнитных явлений.

Семейная фотография Киренских 1927 год.
В лаборатории. Обсуждение результатов  исследований с М.К. Савченко и В.А. Буравихиным

К этому времени еще в двух вузах Красноярска сложились небольшие, но успешно работающие научные группы: по спектроскопии в Лесотехническом институте (ныне Сибирский технологический университет) под руководством Анатолия Васильевича Коршунова, по биофизике в Медицинском институте под руководством Ивана Александровича Терскова и Иосифа Исаевича Гительзона.

Блестящий организатор науки Леонид Васильевич Киренский сумел доказать, что коллектив ученых педагогического института и эти два коллектива могут составить основу нового академического института. В 1957 году в Красноярске был создан Институт физики, а Леонид Васильевич был утвержден его директором и оставался на этом посту до своей кончины в 1969 году. Сам факт создания такого института на местной, а не привозной, как, скажем, в Новосибирске, основе может служить показателем научного уровня, достигнутого к 1957 году красноярскими учеными.

Леонид Васильевич Киренский создал большую школу физиков-магнитологов. Его многочисленные ученики работают в вузах Красноярска и Красноярского края, Владивостока, Иркутска, Симферополя, других городов России и за ее пределами.

Когда оглядываешься на огромную научную, научно-организационную и просветительскую работу, проделанную Леонидом Васильевичем Киренским, поражаешься, как один человек мог осилить столько. Это был человек многогранно талантливый, и одним из важнейших его талантов был талант человеческого общения. Л.В. Киренский бережно относился к каждому подающему надежды своему ученику, стремился, чтобы ученик как можно скорее перерос учителя и смело отправлял оправдавшего надежды ученика в самостоятельное плавание. Он умел создать и поддерживать в коллективе творческую, нравственно комфортную атмосферу служения науке. И одна из задач учеников Леонида Васильевича – не растерять эту атмосферу.


© И н с т и т у т Ф и з и к и
им. Л. В. Киренского СО РАН 1998-2008 Для вопросов и предложений

Российская академия наук СО РАН TopList Stalker [an error occurred while processing this directive]